Сегодня для всех очевидно, что экономический рост и повышение уровня жизни населения невозможны без свободного развития малого и среднего бизнеса. Именно данный сектор экономики с его более гибкой формой ведения предпринимательской деятельности обеспечивает наполнение рынка товарами и услугами, занятость населения, вносит значительный вклад в валовый продукт и формирует стабильные налоговые платежи в бюджеты всех уровней для исполнения государством социальных обязательств.

      В связи с этим развитие малого и среднего предпринимательства стало одним из приоритетных направлений государственной политики на всех уровнях власти.

       В условиях экономического кризиса и роста безработицы особое значение приобретает вопрос оказания всесторонней поддержки (финансовой, имущественной, информационной, консультационной) малому и среднему бизнесу со стороны государства.

   С 2007 года полномочиями по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в законодательном порядке наделены как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органы местного самоуправления.
   С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон  N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
   Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:
1)      для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2)      численность работников:
·         микропредприятия - не более чем 15 человек;
·         малые предприятия – от 15 до 100 человек;
·         средние предприятия - от 101 до 250 человек.

3)    объем максимального дохода,  полученного от осуществления предпринимательской деятельности  за предыдущий календарный  год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

·         микропредприятия - 120 млн. руб.;
·         малые предприятия - 800 млн. руб.;
·         средние предприятия – 2,0  млрд. руб.

Указанные предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

   Положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства и рост показателей их деятельности будут обеспечены благодаря программно-целевому подходу к реализации полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства.
   Основные меры по поддержке предпринимательства в районе осуществлялись в рамках Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Усть-Донецком районе на 2014-2020 годы. Теперь они осуществляются  в рамках  муниципальной программы «Экономическое развитие Усть-Донецкого района»
   С 2008 года впервые на районном уровне начато предоставление субсидий.

   За время действия Муниципальной  целевой программы и программы «Экономическое развитие Усть-Донецкого района»  предоставлено 6 субсидий на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов и пополнение оборотных средств, 38 субсидии начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, 8 субсидий субъектам МСП в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части арендных платежей, 11 субсидий субъектам малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств и (или) программного обеспечения, его обновления.

   Для оказания информационно-консультационной помощи предпринимателям в районе действует территориальный объект инфраструктуры поддержки предпринимательства – Некоммерческое партнерство «Усть-Донецкое агентство поддержки предпринимательства», который с 2009 года является исполнителем пилотного проекта по оказанию консультационной поддержки (бесплатных консультаций) СМСП района и гражданам, желающим организовать собственное дело, по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, финансируемого за счет средств областного и районного бюджетов.

     Организовано взаимодействие с 4 отделениями банковских учреждений, осуществляющих деятельность на территории района:

- УДО № 5221/0860 Ростовского отделения №5221 ПАО "Сбербанк России";

- ДО №3349/7/04 АО «Россельхозбанк»;

- Усть-Донецкое отделение филиала «Ростовский» АО «ОТП Банк»;

- ККО Усть-Донецкий ООО КБ Центр-инвест.

      Для обеспечения взаимодействия с контролирующими органами и содействия в решении насущных проблем предпринимательства района в районе работает районная межведомственная комиссия по снижению административных барьеров и Совет по предпринимательству при Администрации Усть-Донецкого района.

   Понимая роль молодежи в решении кадровых вопросов бизнеса проводится работа по вовлечению молодежи в предпринимательство.