Что такое  тос и зачем он нужен?

Федеральным законом от 6 октября 2003 года No131-ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее - федеральный  закон No131-ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (тос).
«Под территориальным
общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по  месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам
местного значения» (часть 1 статьи 27). Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является
органом власти, при этомявляется частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении,
а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы
МСУ. ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ
от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее  удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по
техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен
будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее - дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть подшита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.
 
ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху»
Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самосто ятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже
своей деревни. Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и кон структивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ-
131. ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и
разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем
свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.

                                                                     

ИНФОРМАЦИЯ

о моделях развития территориального общественного самоуправления на основе опыта муниципальных образований Ростовской области

 

1. Софинансирование инициатив ТОС за счет средств муниципального фонда местного развития и поддержки предпринимательства (Октябрьский район).

 

На территории района создан 41 орган ТОС, их них 25 зарегистрированы в форме некоммерческих организаций.

На территории района функционирует муниципальный фонд местного развития и поддержки предпринимательства, осуществляющий микрофинансовую деятельность в форме предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства. Полученные средства от уплаты процентов за пользование займами направляются на поддержку органов ТОС на условиях софинансирования (30% – средства населения; 70% – средства фонда). Финансовые средства фонда  предоставляются органам ТОС на конкурсной основе. При главе администрации создана комиссия по отбору наиболее значимых инициатив. ТОСам, зарегистрированным в качестве некоммерческих организаций, средства предоставляются напрямую. Незарегистрированные ТОСы имеют право претендовать на финансовую поддержку только в партнерстве с юридическими лицами.

В 2016 году реализовано 98 местных инициатив на общую сумму 9,6 млн. рублей (установка детских площадок, строительство уличного освещения, отсыпка дорог, строительство колодцев, замена части водопровода), в том числе 16 проектов реализованы на условиях софинансирования за счет средств фонда. 

В 2017 году к реализации запланировано 66 инициатив жителей, на общую сумму 12,5 млн. рублей, в том числе средства фонда – 2,0 млн. рублей.

В социальных сетях создан «Центр поддержки инициатив Октябрьского района», где жители получают консультационную и информационную поддержку.

 

2. Взаимодействие с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ростовской области» (г. Таганрог).

 

На территории города создано 36 органов ТОС.

Совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ростовской области» администрацией города 4-й год подряд проводится фестиваль коллективов художественной самодеятельности органов территориального общественного самоуправления Ростовской области, приуроченный ко дню местного самоуправления. В 2016 году в фестивале приняли участие 40 творческих коллективов из городов и сельских районов региона. С 2013 года проводится конкурс среди органов ТОС. В 2016 году участвовали 35 органов ТОС, в финал конкурса вышли 5. Победители награждаются дипломами и денежными премиями за счет средств местного бюджета. Общая сумма денежных премий составила
80 тыс. рублей.

        

3. Проведение стимулирующих конкурсов (г. Ростов-на-Дону).

 

На территории города создано 96 органов ТОС, из них 4 в форме некоммерческой организации.

С 2009 года в городе проводится ежегодный конкурс «Лучшее территориальное общественное самоуправление города Ростова-на-Дону». Победители награждаются дипломами и денежными премиями за счет средств местного бюджета. В 2016 году в конкурсе приняли участие 18 органов территориального самоуправления, общая сумма денежных премий составила
118,4 тыс. рублей.

 

Контактные данные специалиста , курирующего направление  развития  ТОС на территории Раздорского сельского поселения :
Специалист 1-й категории Администрации Раздорского сельского поселения - Суворова Ольга Валерьевна.
Телефон : 8 (86351) 9-21-59

 

     
  Имя файла Описание Размер (кБ)
Загрузить  №70 от 27.10.2017г.doc

Об утверждении Положения о территориальном общественном

самоуправлении в муниципальном образовании Раздорское сельское поселение

111
Загрузить  №71 от 27.10.2017г.doc

Об утверждении Положения о порядке регистрации Устава  территориального

общественного самоуправления , осуществляемого на территории муниципального

образования  «Раздорское сельское поселение».

98
Загрузить  Модельное решение .doc

Об установлении границ территориального общественного самоуправления  в муниципальном образовании

37
Загрузить  Модельный Устав ТОС.doc 106
4 объектов